Вальковщина
 
Администрация Камешковского района

Официальный сайт www.admkam.ru

Устав Камешковского района
Адрес: 601300, Владимирская обл., г. Камешково,
ул. Свердлова, д. 10
тел (49248) 2–12–07, факс (49248) 2-19-78
эл. почта: post@admkam.ru


03.02.2016

Вальковщина

Давыдовский край - место удивительное! Своим непохожестью он выделяется среди прочих уголков Камешковского района. Своеобразна и его природа, и историческое прошлое.
    Уникальным памятником природы является Давыдовская пойма - один из наиболее интересных участков реки Клязьмы. Пойма до нашего времени сохранила некоторые черты  древнего ландшафта. Здесь раскинулись озёра Долгое, Свято, Тиновец, Красное, Вохро, Витное, Войхра и др. Она отличается обилием редких, реликтовых исчезающих растений. Особо можно отметить находящееся вне поймы озеро Свято, карстового происхождения со значительной глубиной более 16 м. Уникальным в своем роде является и озеро Витное. В озере произрастает сальвиния плавающая, которая давно уже занесена в Красную книгу Российской Федерации. Кроме того, воды озера невероятно богаты рыбой. В озерах Давыдовского заказника обитает выхухоль и бобр, кроме того, они богаты рыбой. Карась, щука, вьюн, красноперка, окунь, лещ, уклейка, язь, линь, налим, плотва – далеко не полный список видов рыб, обитающих в озёрах. Пойма очень богата дичью, гнездятся здесь кряква, чирок, гоголь. Некоторые озера стали местом обитания выдры, во многих живёт ондатра. На территории поймы находится государственный природный комплексный (ландшафтный) заказник регионального значения "Давыдовский".
    "По утрам над поймой ползут туманы. Черёмуховыми охапками поднимаются над озёрами их седые клубы. Они заполняют низины, цепляются за ольховые перелески, плотно окутывают луга, тальниковые заросли. Где-то у самой деревни, в ещё некошеных густых травах оврагов, не умолкая с ночи кричит перепел. Из болота доносится скрипучая песнь дергача. А в пойме - тихо. Лишь изредка бултыхнётся под нависшими над водой кустом сонная рыбина, смаху шлёпнется в озеро отяжелевшая за лето кряковая утка да в глубине ольшаника тинькнет одинокая птичка. Солнце ещё не взошло. На востоке только начинают разгораться светлые полоски. Едва всколыхнул туманную дымку первый ветерок" - эти строки принадлежат перу владимирского писателя И.А. Удалова-Митина , для которого Давыдовские места были родными.
    Более половины археологических памятников на территории Камешковского района находятся на Давыдовских землях. Один из наиболее интересных – Мокеева гора, близ одноимённой деревни. Это насыпной курган, длиной около 80-100 метров и высотой 8-10 метров, ориентированный на юго-восток. Дата его сооружения относится по разным оценкам к XII-XIII векам. С кургана просматривается село Спас-Купалище за Клязьмой и владимирский Успенский собор. Предназначение этого сооружения вызывает споры: по одной из версий оно должно было явиться крепостным валом будущего города Андрея Боголюбского, а позднее стало таможенным рубежом, заставой для сборщиков дани, исходя из другой версии - это звено в системе световой сигнализации, предупреждающей владимирцев о приближении "незваных гостей". Согласно местной легенде курган стал местом упокоения владимирцев, павших в битве с неизвестными врагами. Бытует легенда и о том, что попытки раскопать курган приводили к пожару в деревне Мокеево. Не хочет курган раскрывать свои секреты! Так что ответы на многие вопросы ждут будущих археологов.
    Говоря о Давыдовском крае, именующемся иногда по старинке Вальковщиной, мы имеем в виду населённые пункты, которые можно условно разделить на две группы. Группы эти определяются по тому, в вотчине какого монастыря находилась та или иная деревня. Таких монастырей, и групп соответственно, два - вальковские деревни (Вальково, Филяндино, Оксенцево (Аксенцево), Стариково, Мокеево, Потаповы) находились во владении владимирского Успенского женского монастыря, горицкие деревни (Давыдово, Новская, Горки, Ворынино, Петрушино) - во владении владимирского Богородице - Рождественского монастыря.
    Вальковские деревни, судя по документам, находились в монастырском владении в течение 210 лет - с 1554 по 1764. Их положение изменилось в период правления Екатерины II, проводившей кампанию по секуляризации (обращение церковной собственности в светскую) монастырских владений. С тех пор Вальковские деревни стали казёнными поселениями. Среди упомянутых селений наиболее крупными считались Вальково и Филяндино. Однако, уже к концу XVIII века деревня Вальково "самораспустилась" (это событие относится к 1798 году), а её жители переселились в деревню Аксенцево. По бытующим в народе преданиям, переданным краеведом М.М. Макаровым вальковцы покинули деревню "по неудобству расположения, отсутствия поблизости водоёмов, частых умышленных поджогов деревни. Некоторые вальковцы имели "нечистые руки" - занимались воровством в своей и других деревнях. В связи с этим Аксёновское общество "строго предупредило переселенцев о пристойном их поведении на новом местожительстве" . Ещё раньше исчезла с карты деревня Потаповы, судя по документам - после 1736 года. Если учитывать, что деревня, вероятно, насчитывала всего 2-3 двора, то ничего сверхъестественного в факте её исчезновения нет.
    Горицкие деревни, как установил Макаров, впервые упомянуты на столетие позже вальковских - в первой половине XVII века. Деревня Горки, ставшая центром волости, очевидно, являлась наиболее крупной в этой группе. Своё первенство она сохраняла вплоть до 1700 года, а последнее упоминание о ней в статусе волостной относится к 1829 году. Деревня Петрушино, как и Вальково, прекратила своё существование в конце XVIII века - в 1795 году её жители переселились в южную часть деревни Новское. Позднее за всей этой территорией закрепилось неофициальное наименование "Вальковщина". М.М. Макаров, кстати, считал такое смешение ошибочным.
    Казённый статус селений определил и характер занятий многих местных жителей: большая часть мужского населения занималась отхожими промыслами, проводя основное время в дали от дома. Вальковцы трудились кровельщиками, каменщиками, малярами, некоторые числились "временными купцами" в различных городах.
    Об основании самого села Давыдово сохранилось несколько легенд, что уже само по себе примечательный факт. "По бытующим в народе преданиям, - рассказывал директор давыдовской школы А. Куркин,- наше село основано пастухом Давыдом. У него было пятеро сыновей - Акил, Ермил, Елизар, Макар и Шах. Поэтому, видимо, не случайно, что многие жители Давыдова и прилегающих к нему селений носят фамилии: Акиловы, Ермиловы, Елизаровы, Макаровы и Шаховы" . Согласно версии, приведённой в церковной летописи села Давыдово в 1871 году "имя прихода верно получило название давыдовский от значительно богатого человека...  Из прихожан о сём никто не помнит. Но что название происходит от имён человеческих, в том можно удостовериться тем, что около села Давыдова и другие сёла название своё получили от имён человеческих, как то: Михалково, Палашкино, Леонтьево, Семёнова Гора" . Можно согласиться с Макаровым, посчитавшим эти версии неубедительными, и отметившим, что выяснение истоков наименования села ещё "надо доказать в будущем архивными или другими историческими документами".
    В 1770 году в Давыдово насчитывалось 15 дворов, в которых проживало 114 жителей. Селение, по сравнению с прочими горицкими деревнями, было не самым крупным: в Горках, например, проживал 151 человек, вальковские деревни были ещё крупнее: в Мокеево - 341 человек, в Филяндино - 253 человека.
    В 1717 году Давыдово стало селом, поскольку в этом году здесь была построена деревянная церковь в честь Преображения Господня на средства крестьян близлежащих деревень, составивших приход. Постройка на протяжении ста с лишним лет оказалась не единственной: спустя шесть лет она сгорела и позднее была отстроена заново, третий деревянный храм был возведён в 1756 году и просуществовал 80 лет до начала 1830-х годов. В 1831 году причт церкви (священники Алексей Розов, Никита Конорский, а также крестьянин деревни Мокеево Исайя Андреев) выступили с ходатайством перед епархиальными властями о строительстве нового каменного храма, поскольку прежний пришёл в совершенную ветхость и грозил падением . Вновь созданный храм был освящён 26 сентября (по старому стилю) 1848 года в честь Преображения Господня. Он был построен в форме креста и имел 5 алтарей. Четырёхъярусную колокольню при храме венчает высокий шпиль. Отмечается некоторое сходство храма с Петропавловским собором в Санкт-Петербурге. Среди священников храма наиболее известен Павел Афанасьевич Дианин.

Объекты показа по маршруту «Вальковщина»:
1.    Музей А.П.Бородина.
2.    Свято-Преображенская  церковь с. Давыдово.
3.    Дом писателя И.А. Удалова-Митина в д. Мокеево.
4.    Мокеев курган.

Возврат к списку

Поиск по сайту
 
‌‌‍‍
Погода
Яндекс.Погода
Фото

Индекс цитирования Яндекс.Метрика