Благородные танцы 17 века
 
Администрация Камешковского района

Официальный сайт www.admkam.ru

Устав Камешковского района
Адрес: 601300, Владимирская обл., г. Камешково,
ул. Свердлова, д. 10
тел (49248) 2–12–07, факс (49248) 2-19-78
эл. почта: post@admkam.ru


Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!


  14 - 1200x630.png


      гоиии.png  федерал.png




17.Май.2016 2:20 PM

Благородные танцы 17 века

В середине мая в Камешковской детской школе искусств состоялся лекция-концерт, посвященная музыкальному искусству 17 века. В концертной программе принимали участие юные артисты школы и опытные преподаватели. Ведущие программы - Макарова Татьяна Александровна и Нестеренко Мария.

Музыка и танец тесно связаны друг с другом и длится такая дружба на протяжении тысячелетий. Веками у народов складывались самые разные танцы, от народных до аристократических бальных. Во Франции во времена правления Людовика ХIV бальный танец приобрел особую популярность – король издает указ об организации Парижской Академии танца, ведь сам король постоянно выступал в придворных балетах и постоянно брал уроки танцев. С появлением бальных танцев появились и придворные музыканты, которые не только исполняли обработки народных мелодий, но и сами стали сочинять и записывать новые танцевальные мелодии.

Самым популярным танцем 17 века становится менуэт, который по праву считается «королем танцев» за его изящность движений, размеренность шага. Существовал «Менуэт короля», «Менуэт королевы», «Менуэт двора». Умение танцевать менуэт считалось неотъемлемой частью хорошего воспитания. Чуть позже менуэт стал исполняться и как инструментальная пьеса, войдя в состав таких сложных жанров музыки, как соната, симфония, опера. В изящном рисунке мелодии, словно в зеркале, отражается пластика танца – поклоны, грациозные жесты, плавные приседания. С Гавотом И.К.Баха (автор - сын Иоганна Себастьяна) выступила Вероника Бузынюк. Преподаватель скрипки Г.А.Лаптева исполнила Менуэт Л.Боккерини (концертмейстер О.В.Хохлова), сорвав бурные аплодисменты зала.

После менуэта на балах обычно исполнялся гавот, имеющий народное происхождение - гавотами в старину называли жителей некоторых южных областей Франции. Гавот – жизнерадостный и легкий танец, движения которого напоминали позу журавля, когда птица стоит, скрестив ноги. В качестве бального танца гавот просуществовал недолго, однако в музыке остался как одна из любимых инструментальных пьес. С прекрасным исполнением Гавота Ж.Б.Люлли выступил преподаватель духовых инструментов Б.П.Потаман, сыграв пьесу на кларнете. Порадовали зрителей дуэт преподавателей в составе Т.А.Макарова и О.В.Хохлова, исполнив Гавот А.Глазунова на рояле в четыре руки.

Существовала определенная последовательность танцев, которая записывалась в нотных тетрадках. Как правило, танцы объединялись в пары, включавшие быстрый и медленный танцы. Одна из таких пар состояла из умеренно медленной аллеманды и подвижной куранты. Появилась и другая пара: танец-шествие сарабанда и стремительная жига. Эти пары танцев объединяли в сюиты. Французское слово «сюита» напоминает русское «свита» - ряд, вереница. Сюита в музыке – это единое произведение, состоящее из нескольких частей, исполнявшихся в строгом порядке: Аллеманда, Куранта, Сарабанда и Жига. Каждый танец сюиты имеет свою историю, характер и свои музыкальные особенности. С театрализованной сценкой-беседой о танцах выступили учащиеся Ивашиненко Полина (роль Аллеманды), Горелова Полина (роль Куранты), Пряхина Соня (роль Сарабанды), Михайлова Настя (роль Жиги). Концертную программу продолжила ученица фортепиано Фокина Катя, исполнив Аллеманду из сюиты си-минор И.С.Баха. А творческий дуэт скрипки и фортепиано в составе Г.А.Лаптевой и О.В.Хохловой порадовал зрителей Сарабандой Дж.Мартини.

Всеобщую любовь в странах Европы снискал старинный итальянский танец сицилиана, движения которого отличались особым сочетанием мягкости и нежности. Исполняли сицилиану женщины. С конца 17 века название «сицилиана» применяется уже не к танцу, а к музыкальному произведению. Одна из самых известных - сицилиана из сонаты для флейты и клавира И.С.Баха. Она настолько популярна, что музыканты ее исполняют на различных инструментах. Гоглова Софья исполнила сицилиану И.С.Баха в переложении для домры и фортепиано (концертмейстер О.В.Хохлова).

В Парижской академии танца обучали многим танцам, среди которых был ригодон - веселый, живой, темпераментный танец. Ригодон любили вводить в оперы, балеты и танцевальные сюиты композиторы Ж.Б.Люлли, Ж.Ф.Рамо и другие композиторы блестящего «века Людовиков». Дуэт духовых инструментов в составе ученицы Калачевой Арины и преподавателя Б.П.Потамана исполнили Ригодон Ж.Ф.Рамо на кларнетах.

Существовал еще один народный танец тамбурин. Свое название танец приобрел благодаря небольшому барабану цилиндрической формы, в который бьет танцующий. Уже позже композиторы написали пьесы с одноименными названиями, повторяя в мелодиях характер и манеру исполнения этого старинного танца. Калиниченко Рита сыграла Тамбурин на рояле, а Галушкина Маша показала как интересно звучит Тамбурин, исполнив пьесу на флейте.

В заключение лекции-концерта на сцену поднялся сводный хор школы искусств в составе учащихся и преподавателей, искусно исполнивший особенную пьесу – Виланеллу «Три танцовщицы» итальянского композитора А.Банкьери. Жанр виланеллы ведет свое происхождение от лирической народной деревенской песни, исполнявшейся в сопровождении струнных инструментов (лютни или гитары), бубна и флейты на три голоса. Виланелла быстро завоевала не только народную любовь, но и признание аристократической публики и была самым популярным жанром своего времени. Партию бубна на концерте исполняла Бондаренко Маша, партию флейты – Б.П.Потаман.

Проходили годы и уже в 18 веке со светских балов благородные танцы постепенно ушли в концертную музыку – сюиты, сонаты, симфонии, квартеты. Это уже была музыка не для ног, а для ушей. Ноги давно позабыли эти танцы, а уши никогда не устанут восхищаться их прекрасными мелодиями.

IMG_5723.JPG
IMG_5735.JPG

  


Поиск по сайту
 
‌‌‍‍
Погода
Яндекс.Погода
Фото

Индекс цитирования Яндекс.Метрика